Введение
Однажды Архимед принимал ванну и размышлял. Всем известно, что было после. Он воскликнул: «Эврика!», — потому что ясно увидел ответ на свои вопросы: Не берусь утверждать, что со мной получилось так же. Но мои мучительные раздумья разрешились неожиданным озарением: просто-напросто все стоматологи делятся на тех, которые пытались перемещать зубы и тех, которые этого никогда не делали!
Поэтому голубоглазый могучий хирург с покрытыми золотистым волосом руками может говорить ортодонтическому пациенту, добродушно улыбаясь: «Зачем вам удалять здоровые зубы?». Возможно с его, хирургической, точки зрения отсутствие гноя и является признаком абсолютного здоровья, но существует задача еще более широкая, чем достижение фактической интактности тканей.
Глава первая. «На чужом огороде»
Всякое время имеет свой характер, свои черты и устои. Требования нашего времени таковы:
- Врач становится узким специалистом и профессиналом высокого класса. Это означает высокую степень гарантии результата лечения.
- Врач становится эрудированным настолько, что способен спрогнозировать план лечения полностью, предузнав примерный характер вмешательства других специалистов-стоматологов.
Противоречие между этими двумя тенденциями кажущееся. И я намерен это обосновать.
Углубление специализации обусловлено сложностью современной стоматологической науки. Этого не избежать. Чтобы что-то хорошо делать, нужно хорошо в этом разбираться. Быть эрудитом необходимо, чтобы понимать место своего участка работы в общей картине лечения.
Итак, всегда есть область профессионального знания, в которой мы можем быть сталкерами, проводниками на минном поле. Та область, в которой мы разбираемся приблизительно — запретна для наших категорических мнений. Минер не ошибается дважды.
Недавно один незадачливый терапевт, отговаривая мою пациентку от ортодонтического лечения, объяснял, что скученное положение зубов на верхней челюсти можно компенсировать эстетическим пломбированием, причем толщина композита в некоторых участках должна была достигать 5 мм.
В подобных случаях мне представляются два варианта: либо это розовощекий здоровяк, потерявший совесть на коммерческом приеме, либо астеничный двоечник, проспавший курс ортодонтии в университете: Бог ему судья!
Помните толстовского мужика, который может при помощи одного топора и дом срубить, и ложку вырезать? Теперь другое время. Изготовлением ложек и строительством домов должны заниматься разные люди...
Область приблизительного знания — не плохая область. Мы призваны расширять свой кругозор. Но это не та территория, где мы можем решать.
А теперь поговорим о том, почему плохо распоряжаться на чужом огороде. Во-первых, стоматологическая музыка может не состояться в жизни нашего пациента, если каждый будет играть свое соло когда и как захочет. Во-вторых, мы раним и дезинформируем пациента. Всякое наше беглое утверждение он может воспринимать как абсолютное. В-третьих, нарушается ткань профессионально этики.
Да здравствует мудрое разделение труда во благо врача и пациента!
Глава вторая. «Собирать или разбрасывать камни?»
Договоримся о том, что исключить удаление постоянных зубов из ортодонтической практики так же невозможно, как натянуть туфельку Золушки на чью-либо другую ногу. Однако следует признать, что существуют негативные моменты, о которых следует помнить:
- психологический барьер со стороны пациента;
- уменьшение общей площади жевательных поверхностей;
- потеря возможной опоры для ортодонтических конструкций в будущем;
- хирургические риски.
Хороший врач учитывает все обстоятельства. Все перечисленное кладется на одну чашу весов. А на другую — то, что говорит в пользу удаления.
И теперь не лишним будет рассмотреть основные причины удаления постоянных зубов в ортодонтии.
- недостаток места в зубном ряду;
- несоответствие зубных рядов друг другу (в размере или по окклюзии);
- профилактика рецидива аномалии прикуса (чаще относится к зачаткам третьих моляров — зубов мудрости);
- соображения эстетики и симметрии.
Ортодонтия располагает объективными данными, описывающими состояние пародонта, верхне-нижнечелюстных суставов, костных структур лицевого скелета и мягких тканей. В стандартный набор диагностического материала входят ортопантомограммы, телерентгенограммы, фотографии, диагностические модели. Все это позволяет оценить сегодняшний статус пациента. Кроме этого на весы следует положить перспективу отдаленного следствия нашего вмешательства или невмешательства.
Существуют подводные камни, о которые иногда разбивается ортодонт, идя на поводу у настойчивых пациентов, и не удаляя когда нужно удалять. Дело в том, что брекет-система позволяет механически компенсировать даже грубую скученность. При этом нарушаются вестибулооральные наклоны зубов и возникает напряжение в пародонте. Прогноз такого лечения очень неблагоприятный.
Когда все мелочи учтены, врач принимает решение и с этого момента оно начинает жить своей жизнью.
Заключение.
Все, что я написал преследует лишь одну цель — показать как богата палитра обстоятельств, влияющих на решение ортодонта и как труден путь его принятия. Дорогие пациенты и коллеги! Если вы обнаружите ортодонтический приговор на листочке с продолговатой печатью, помните: из двух зол мы выбрали меньшее!
Игорь Валентинович Мартынов,
Врач-ортодонт