Как сделать первый визит к стоматологу приятным для ребёнка

Как сделать первый визит к стоматологу приятным для ребёнка

Ещё в 60-70-х годах XX века невозможно было представить важность первого визита к стоматологу для маленьких пациентов. Негативное влияние на всю дальнейшую стоматологическую историю людей никто не изучал, как и последствия ранних психологических травм от неудачной встречи со стоматологом. Никто не считал, что детей надо как-то готовить к визиту к врачу — всё было сурово и без лишних слов. И лишь когда выросло целое поколение, испытывающее страх и ужас, вплоть до панических атак, от простого визита в стоматологический кабинет, группа детских психологов и стоматологов всерьёз обеспокоилась подходом к лечению маленьких пациентов.

Любой человек будет испытывать настороженность и тревогу в незнакомом месте, от которого пахнет лекарствами и где слепит от обилия светлых тонов, а уж тем более маленький человек, не имеющий, в большинстве своем, представления о таких местах в обычной жизни. Очень важно изначально снять у ребенка эту первичную настороженность, потому как, если зубы у малыша не болят (в данный момент), он вряд ли испытает страх от первого визита, в отличие от родителей, которые зачастую уже имеют негативный стоматологический опыт. Поэтому всё чаще на первый план в работе детского стоматолога выходит не только взаимодействие с ребёнком, но и общение с родителями.

Пока ребёнок маленький (от 1 года до 4 лет), он тонко настроен на своих родителей, особенно на маму. Именно с неё он будет считывать первичную гамму чувств от прихода в новое место — любая тревога, страх, напряжение, отобразившиеся на её лице, тут же, быстрее чем смс-сообщение, передастся ему. Поэтому так важно не просто сказать ребенку, что «всё будет хорошо», «мы идем к доброму доктору», но и прочувствовать эту положительную эмоцию, понять, как далеко шагнула детская стоматология за последние 30 лет.

Сейчас уже никто не держит детей за руки и за ноги (хотя многие родители мне это до сих пор предлагают); никто не говорит с ними в уютном кресле о боли, уколах и терпении. Дети вдохновили стоматологов играть, творить и оживлять весь кабинет ради них. Ради своих маленьких пациентов, ради их фантазии и добра всё больше и больше стоматологов становятся именно детскими. Они научили нас расширять границы стоматологического сознания. С их легкой руки в кабинетах живут теперь «ветерки» и «ручейки», «слоники», собирающие слюнку, и «батуты для прыганья зубов», «цветные платьица», которые мы надеваем на зубки девочкам, и «доспехи» для мальчиков, «душик», который моет зуб, «сонное варенье» и «засыпающее зелье».

Я хочу, чтобы родители узнали эти термины, и, приходя в кабинет, не произносили слов «укол и боль». Теперь этим словам нет места на детском приеме. Детским врачом становятся не по принуждению, им становятся по велению сердца. Поэтому ваших малышей всегда ждут с самыми добрыми намерениями (когда-то такие же запуганные родителями взрослые), чтобы в их сердцах не поселился страх перед стоматологом и лечением зубов, и малыш всегда с радостью шел на прием. Ведь кариес лучше предотвратить, чем лечить, — и в этом помогут профилактические осмотры, чистки и фторирования (укрепления эмали зубов) один раз в полгода.

Я знаю, как взрослые ценят свое время. Очень часто, впервые приводя ребёнка на прием, они ждут, что мы сразу что-то начнем лечить, не обращая внимания на настрой маленького пациента и его психологическое состояние — а ведь очень важно не настаивать и прислушиваться к своему чаду! Дети, как и взрослые, разные — кто-то спокоен и готов сразу лечиться, кто-то насторожен и будет лишь кататься вверх и вниз на кресле. Важно не форсировать ситуацию и прислушиваться к малышу, ведь зачастую, когда прием назначен на вечер, ребёнок после сада или школы может быть чем-то расстроен и обижен, или просто устал. Поэтому не стоит строить свои собственные «взрослые» ожидания. Ребёнок сам направит прием в нужное русло, и его, в отличие от взрослого, не удастся обмануть. И уж тем более не стоит запугивать маленького пациента и упрашивать сидеть смирно. Во время приёма нужно провести манипуляции лишь в том объеме, на который он первоначально согласен. Вполне возможно в процессе ребёнок расслабиться, и с ним можно будет обговорить больший объём вмешательства.

Сейчас в книжных магазинах можно найти множество подготовительной литературы о зубах, а в Интернете — большое количество обучающих мультиков, которые вы (что важно) должны посмотреть или почитать вместе с ребёнком, обсудив тем самым интересующие его вопросы и самим поняв, что ничего страшного нет. Кстати, в нашей клинике мы создали и напечатали сразу несколько познавательных книжек о зубах, ориентированных на детей. Такая литература, написанная стоматологами «ДентИдеала», помогает нашим докторам проще и быстрее находить общий язык с маленькими пациентами. С помощью специальных стоматологических моделей и развивающих игрушек врач в игровой форме может показать ребёнку, что такое зубы, как правильно за ними ухаживать, какие бывают заболевания зубов и дёсен, и рассказать о последствиях этих заболеваний или просто сделать приём увлекательным и комфортным. А в завершении приема обязательно доктор обязательно поощряет маленького пациента за примерное поведение.

 

 

Важный аспект — это присутствие родителей в кабинете во время лечения. Я настаиваю, что необходимости в нем нет! Конечно, если ребёнок совсем маленький (от 1 года до 4 лет), то вряд ли он останется без мамы — это в большей степени обусловлено особенностями психоэмоционального развития, но после четырёх лет ребенок вполне в состоянии быть на приеме один. Это важно. Здесь опять включаем игру: скажите, что перед нами «волшебный порог», через который переступать взрослым нельзя, иначе они станут маленькими. Включайте воображение, вдохновляйтесь, поддержите доктора. Он больше не враг вашему малышу, а защитник его зубов! Главное — как можно больше общайтесь и обговаривайте всё с ребенком. Когда вы приходите в нашу клинику, мы должны стать с вами командой, обеспечивающей комфорт маленького пациента. И ваше доверие и положительный настрой сыграют в этом решающую, если не сказать больше, — ведущую — роль.

И ещё один важный момент — детей никогда нельзя обманывать. Старайтесь говорить с ними честно. Многие родители, сохраняя свой страх, уверяют детей что надо просто прийти на приём, «а ничего делать им не будут». Не врите, не утаивайте правду. Говорите максимально спокойно и открыто о том, к какому доктору вы вместе идёте, и что, если доктор обнаружит, что зубки грязные — надо будет их помыть-почистить. Общайтесь, старайтесь побороть свой страх через любовь к своему ребёнку и желание помочь ему вырасти без страха перед стоматологом.
 

Голикова Елена Вячеславовна,
Врач стоматолог-терапевт